Как стать сценаристом игр?

Чем занимается игровой сценарист, сколько зарабатывает и с чего начать карьеру.

Объём рынка игровой индустрии достиг 167,9 млрд долларов. Это не просто много, а очень много. Видеоигры перестали быть детским развлечением, теперь в них играют почти 2 миллиарда человек.

Более того, они стали новым видом искусства. От игрового процесса требуют не только гонки, сражения, выполнение задач, но и переживания за главных героев, получение новых эмоций. Именно за последнее отвечают игровые сценаристы, всё чаще востребованные в игровых компаниях.

Расскажем, кто такой игровой сценарист (иногда его называют нарративным дизайнером), чем он занимается, сколько зарабатывает и как им стать.

[spacing size=”15″]

Чем занимается игровой сценарист и зачем нужен в геймдеве

Существуют два вида специалистов, отвечающих за сюжет игры:

  • игровой сценарист — разрабатывает сюжет, вселенную, героев и решает, какую историю рассказать игроку;
  • нарративный дизайнер — интегрирует сюжет в игру и решает, с помощью каких игровых механик донести историю до игрока.

В крупных зарубежных компаниях их обязанности чётко разделены, но в большинстве отечественных студий все задачи ложатся на игрового сценариста.

Игровые сценаристы создают мир, в который игрок захочет погрузиться. Другими словами, они создают нарратив — повествование какой-то истории. Прыгать через квадратики может быть увлекательно, но куда интереснее — прыгать через трубы и убивать черепах, чтобы спасти принцессу из заточения.

С точки зрения геймдизайна, качественный нарратив влияет на такой важный показатель, как retention (удержание игрока), от которого зависит монетизация игры. Поэтому разработчики пытаются внедрить в игру хотя бы минимально значимый сюжет. Сегодня редко встретишь игру без героев, начальных комиксов или необычных локаций, а ведь всё это рассказывает игроку какую-то историю.

В создании этой истории участвуют и игровой сценарист, и нарративный дизайнер, но обязанности этих специалистов различаются.

Игровой сценарист:

  • создаёт вселенные;
  • разрабатывает персонажей;
  • придумывает конфликты и способы их разрешения;
  • объединяет все вышеописанные составляющие в сюжет;
  • составляет эмоциональные карты, библию мира;
  • пишет диалоги, биографии, описания предметов и другие тексты для игры.

Обязанности нарративных дизайнеров часто пересекаются с обязанностями игровых сценаристов, но есть несколько пунктов, которые их выделяют.

Нарративный дизайнер:

  • работает над игровыми механиками совместно с геймдизайнерами;
  • пишет дизайн-документы по новым игровым механикам;
  • составляет технические задания для других отделов;
  • составляет расписание кат-сцен.

Всё, что связано с историей игры — дело рук нарративщиков. Так в кругу разработчиков называют и нарративных дизайнеров, и игровых сценаристов. Именно они ответственны за нарратив, ведь он обогащает игру смыслом и контекстом. В статье мы, однако, говорим преимущественно о сценаристах.

[spacing size=”15″]

Какими знаниями и навыками нужно обладать игровому сценаристу

Со стороны кажется, что создавать истории очень легко. На самом деле, сценаристы и писатели развивают этот навык всю жизнь. Разработка сюжета, особенно для видеоигр, похожа на логический пазл. Приходится собирать историю из множества кусочков, опираясь на правила драматургии.

Вот основные навыки, которые следует иметь игровым сценаристам:

Знание основных правила драматургии

Речь идёт о понимании конфликтов, композиции, структуры сюжета, архетипов героев и так далее.

Чтобы развить этот навык, я проходила курсы по сценаристике и режиссуре в анимационной онлайн-школе Animation School. Это помогло мне структурировать общие знания о драматургии и научиться применять их на практике.

Знание грамматики языка, на котором пишутся тексты игры

Это необходимо, ведь многочисленные ошибки в текстах игры говорят о некомпетентности и безответственности разработчиков.

Обширный игровой опыт

Это одно из важнейших требований к сценаристам. Играть надо внимательно, присматриваясь к деталям истории.

Я уже почти 20 лет играю в игры, но только около 3 лет назад стала понимать, какие механики двигают сюжет, а какие стопорят, какие тексты хорошо заходят, а какие нет. Чтобы понять всю кухню разработки нарратива, к играм нужно подходить осознанно. А чтобы расширить нарративный кругозор, лучше всего играть в разные жанры.

Умение работать с геймдизайн-документами

Это текстовые файлы и таблицы, где описываются все моменты игры: основная идея, геймплей, механики, задачи, квесты, интерфейс, игровой баланс и многое другое. Так как сценаристы создают игру рука об руку с геймдизайнерами, то и работать им приходится с одними и теми же документами.

Умение работать в команде

Разработка сюжета проходит через отделы геймдизайнеров, художников, программистов, локализаторов и даже тестировщиков. Поэтому очень важно уметь объяснять свои идеи другим, договариваться и решать конфликты.

Для сценаристов этот навык играет не самую последнюю роль. Надо уметь обсуждать с командой свои идеи. Ведь для одного человека история может выглядеть так, а для другого — совсем иначе. Поэтому советую делиться идеями даже с теми, кто не причастен к разработке. Если ни один из слушателей не проявит интерес к вашей задумке, значит, она не настолько хороша, как вы думаете. Глазами других людей можно посмотреть на свою идею под другим углом, увидеть плюсы и минусы.

[spacing size=”15″]

Какими программами должен владеть игровой сценарист

Как показывает практика, чаще всего сценаристы пользуются обычными Google Таблицами. Это довольно унифицированный инструмент для работы сценаристов, геймдизайнеров, локализаторов, программистов.

[spacing size=”15″]

Самые популярные инструменты:

  • Google Документы — для ведения документации совместно с геймдизайнерами;
  • Draw.io или diagrams.net — это бесплатное приложение для Google Диска. Используется для работы над схемами квестов или диалоговых деревьев, иногда для построения схематичной карты. Для таких целей я бы ещё посоветовала изучить онлайн-редактор диаграмм yEd Live;
  • Text.ruГлавредОрфограммка — для проверки грамматики и стилистики в текстах на русском языке;
  • Grammarly — для проверки грамматики и стилистики в текстах на английском языке.

У каждой игровой студии свой перечень инструментов. В крупных компаниях существует даже собственное программное обеспечение для работы над документами и прототипами.

Когда я работала нарративным геймдизайнером в Broccoli Games, то пришлось изучать движок Unity. Работала с диалоговой системой: настраивала реплики и эмоции персонажей, чтобы правильно передать игроку настроение говорящих. В крупных компаниях игровым сценаристам это, конечно, не требуется.

Но сейчас эти знания помогают мне в работе над собственным проектом. Вообще, опыт работы с движками Unity или Unreal Engine — самыми популярными среди разработчиков — даёт понимание, как собирается игра. А это позволяет определить, какие механики могут быть реализованы для передачи истории, а какие — нет.

[spacing size=”15″]

Сколько зарабатывают игровые сценаристы

Начинающие игровые сценаристы в регионах получают 30–40 тыс. рублей.

В Москве и Санкт-Петербурге — 40–50 тыс. рублей в месяц, встречается и больше.

Зарплата у ведущих и опытных игровых сценаристов варьируется уже в пределах 70-90 тыс. рублей.

По своему опыту могу сказать, что зарплата сценаристов сильно зависит от региона, где расположена игровая компания, и от масштаба студии. Но оба пункта могут быть взаимозаменяемы. Например, в таких крупных российских игровых студиях, как Playrix, Gaijin Entertainment, 1C, Game Insight, зарплата может быть выше средней, даже если офис расположен за пределами Москвы и Санкт-Петербурга.

[spacing size=”15″]

Как войти в профессию игрового сценариста

Для входа в геймдев в качестве игрового сценариста или нарративного дизайнера нужно уметь одно — создавать уникальные увлекательные истории. Поэтому надо развиваться именно в этом направлении, а именно:

  • писать тексты;
  • придумывать конфликты;
  • создавать интересных персонажей;
  • описывать вселенные;
  • составлять истории с несколькими концовками.

Очень важно иметь практические примеры того, как вы умеете работать с историей. Например, опубликованные рассказы, статьи, визуальные новеллы. Лучше всего оформить их в портфолио и отправить потенциальным работодателям.

Портфолио можно создать в Google Презентации или разместить тексты в виде скриншотов на рекрутинговых порталах, таких как hh.ru.

Ещё один способ войти в эту профессию — участвовать в инди-проектах. Это такие игры, которые делаются несколькими людьми для души, но могут вырасти в полноценный коммерческий продукт. Новичкам такая работа даёт практический опыт разработки игрового нарратива. Например, известная игра-платформер Little Nightmares была в своё время небольшим инди-проектом, победившем на фестивале Gamescom 2016.

Мой совет — создайте сайт-портфолио с примерами сценарных текстов. Для этого не обязательно иметь опыт работы в игровых студиях. Достаточно взять хотя бы любимую игру и придумать для неё новый контент, который можно показать в портфолио. Например: набросать короткое описание сюжетного поворота для игры Detroit: Become Human; создать разветвлённый диалог между Ведьмаком и Цири; описать новую локацию для The Legend of Zelda; придумать названия и описания для коллекционных предметов в Cyberpunk 2077 или Death Stranding.

[spacing size=”15″]

Резюмируем

Индустрия игр растёт, и на этом фоне растёт потребность в игровых сценаристах. Чтобы стать востребованным специалистом в этой сфере, нужно познавать азы драматургии, грамматику русского языка, быть в тренде современных игр, уметь работать с документами и желательно знать в общих чертах движок Unity или Unreal Engine.

Игровой сценарист должен создавать мир, придумывать персонажей и конфликты между ними, писать сценарии, диалоги, описания предметов и прочие игровые тексты. Взамен он получает хорошую зарплату и возможность работать удалённо или в офисе над увлекательным проектом.

Игровые сценаристы создают целую вселенную, попадая в которую игрок испытывает уникальные впечатления. Их миссия — дарить пользователям яркие эмоции. Но есть одна загвоздка: без игры не будет сюжета, а без сюжета — игра может существовать. Поэтому игровым сценаристам надо всегда держать в голове, что они пишут историю для геймплея, а не наоборот. И тогда от игры будет захватывать дух.

[spacing size=”20″]

[spacing size=”25″]
[spacing size=”30″]
Реклама. Информация о рекламодателе по ссылкам в статье.
Share:
Written by Антон Корнеев
27 лет. Пока. Потом будет больше:). Нравится делать тексты, которые нравятся людям. А главное - принесут им практическую пользу.