Кто такой геймдизайнер и как им стать в 2024 году
Чем занимается и сколько зарабатывает геймдизайнер, какие бывают геймдизайнеры и как получить профессию геймдева.
По прогнозам Newzoo, в следующем году количество людей, интересующихся видеоиграми, достигнет двух миллиардов — четверть населения Земли. Это по-настоящему огромный рынок. Потребность в специалистах, создающих игры и игровой контент, также будет пропорционально увеличиваться — геймдизайн стал перспективной специальностью.
Любая компьютерная игра начинается с идеи и конструирования игрового мира — именно этим и занимаются геймдизайнеры. Они придумывают правила, по которым будет работать игра и будут жить её персонажи: задают конечную цель игры и определяют варианты выбора в процессе принятия решений игроком, влияющие на конечный исход игры. Часто люди путают сущности и под геймдизайном понимают или только программирование или игровой арт. В действительности геймдизайн не является ни тем, ни другим.
Что делает геймдизайнер
Главная функция геймдизайнера — проектирование игрового опыта. Он создаёт не только структуру игры, но и решает какие эмоции будет испытывать игрок на каждом её этапе. В этом смысле работа геймдизайнера очень похожа на работу кинорежиссёра. Кроме того геймдизайнер управляет процессом производства игры, и в этой сущности он выступает как полноценный продакт-менеджер.
Геймдизайнер конструирует базовую динамику игры, которая отвечает за общее ощущение от игры у пользователя. Базовая динамика основана в свою очередь на базовой игровой механике — способах взаимодействия объектов с игроком и игровым пространством. Например, главная игровая механика шахмат — это перемещение шахматных фигур по полю.
Геймдизайнер — достаточно широкое понятие. В микрокомандах, разрабатывающих игры, он может работать вдвоём с программистом. В крупных компаниях у геймдизайнеров есть различные специализации, которые по сути являются разными смежными профессиями. Игровой дизайн в больших проектах может проходить в различных сегментах от дизайна самих миров до игровых текстов (диалогов, игровых описаний и оповещений), интерфейсов и создания персонажей.
Обычно различают такие уровни геймдизайна:
- игровой контент — это механики;
- миры и нарратив — где играть;
- интерфейсы — как играть;
- контент — во что играть.
[spacing size=”15″]
По теме:
[spacing size=”15″]
Нарративные дизайнеры пишут тексты для дневников и компьютерных терминалов, а также прорабатывают мифологию и думают о подаче истории: например, через окружение с помощью расстановки объектов, персонажей и постановочных сцен.
Системный геймдизайнер создаёт общие правила игры, это универсальный специалист, который найдет применение своим умениям в любой игровой команде. Он рассчитывает и отвечает за баланс игровых механик, а в крупной компании этим будет заниматься отдельный специалист — Balance Designer. Они заботятся о том, чтобы все игроки находились в равных условиях. Следят за тем, чтобы прохождение уровней не было слишком легким, но было в принципе возможным.
А ещё тут есть:
— аналитики;
— балансировщики;
— UX-дизайнеры;
— специалисты по онбордингу;
— левел-дизайнеры;
— прототипщики и R&D специалисты;
— специалисты по монетизации;
— и другие более мелкие специализации.
[spacing size=”20″]
Зарплаты геймдизайнеров
По данным портала Труд, в 2020 году средняя заработная плата геймдизайнера в России составляла 85 тыс. рублей в месяц.
Это достаточно молодая специальность, портал hh.ru по запросу «Геймдизайнер» показывает всего 124 вакансии, из которых 98 приходится на Россию.
На портале есть вакансии для гейм-аналитиков, зарплата которых гораздо вышей средней — более 200 тыс. рублей.
Стоит понимать, что российские сайты по поиску работы не дают полной картины с реальным количеством предложений для геймдизов. Работу и проекты можно искать на фриланс-биржах наподобие Upwork, которая позволяет сотрудничать с иностранными работодателями.
Что должен уметь геймдизайнер
Основные обязанности:
- Разработка концепта игры.
Концепт — это первоначальный документ куда собирают все первичные предложения и идеи по теме игры. Это — основа, которую потом будет развивать геймдизайнер.
- Проектирование базовой игровой механики.
- Проектирование игрового баланса.
- Создание образов игровых персонажей.
- Планирование игрового процесса на протяжении всей игры.
- Написание дизайн-документа по игре.
- Корректировка концепции игры в процессе разработки.
- Координация задействованных в работе специалистов.
- Способы возможной монетизации игры.
[spacing size=”12″]
Когда все идеи собраны в концепте, в дизайн-документе (ГДД) прописываются конкретные планы их воплощения в жизнь. Теперь задача геймдизайнера — следить за реализацией игры: чтобы все идеи были учтены, а все персонажи были правильно созданы.
Геймдизайн — это профессия с сильным практическим уклоном. Умения и навыки геймдизайнера оттачиваются в бою — при непосредственном участии в разработке игр. Однако новичку все равно нужно будет освоить значительную теоретическую базу и познакомиться с основными подходами к работе и профессиональными инструментами.
Как и в других профессиях, в геймдизайны важны хард-скиллы и софт-скиллы.
Хард-скиллы. Создание и развитие игровых систем
Геймдизайнер должен уметь аналитически мыслить — выявлять и анализировать актуальные тренды на рынке компьютерных игр. Понимать интересы и особенности поведения целевой игровой аудитории. Перед тем как сформировать игровой концепт, геймдизайнер проводит большую аналитическую работу.
Аналитические способности пригодятся и при сравнении различных моделей баланса игр.
Генерировать идеи — прямая обязанность геймдизайнера, поэтому этот скилл особенно важен. Это комплексный навык, связанный и с наличием широкого профессионального кругозора и креативностью.
Умение работать с документами также необходимо геймдизайнеру — три четверти своего времени он тратит на оформление концепт- и дизайн-документов. В них он в деталях объясняет механики будущей игры: расписывает всё до мелочей, начиная с управления и заканчивая подачей истории. Помимо этого геймдизайнер должен уметь составлять четкие техзадания, в которых указывает основные референсы и даёт инструкции для программистов и художников.
[spacing size=”15″]
Владимир Ковтун – продюсер Ciliz, преподаёт на курсе «Геймдизайнер»
Я специализируюсь на проектировании игровых систем (metagame), игровом UX и монетизации free 2 play.
На текущем проекте я занимаю позиции продюсера и геймдизайнера, так что делать приходится почти всё: от написания концепта и бизнес-плана до выдачи технических заданий программистам и нарративным дизайнерам. Большая часть моего рабочего времени проходит за документами и таблицами.
Не обойтись дизайнеру и без маркетинговых скиллов — он должен понимать, как и кому будет продаваться конечный продукт его работы.
Геймдизайнер обязан знать параметризацию контента, и то как вообще работает 3D-окружение. Но он не обязан знать, как его создавать.
Умение программировать не является основным и обязательным для геймдизайнера, но сильно может облегчить его общение с командой разработки. Особенно полезно, если он знает программирование настолько, что может сам сделать прототип. Это достаточно сложная задача, но геймдизайнеру будет полезно понимать, как всё устроено, и это даст ему некоторую свободу. В принципе, достаточно быть в состоянии свободно пользоваться Game Maker или Unity. Это облегчит переход игры от идеи до прототипа.
Софт-скиллы. Коммуникационные навыки
Уметь общаться и доносить свои идеи до других — важнейший скилл геймдизайнера. Работая над созданием игры, он должен координировать действия других участников игровой команды — в первую очередь художников и программистов. Геймдизайнер создает для них техническое задание и следит за его реализацией.
Поэтому умение работать в команде очень важно для дизайнера игр.
Геймдиз должен уметь структурировано излагать свои мысли и презентовать свои идеи. Особенно ценны эти способности при общении дизайнера с потенциальными инвесторами, которые определяют финансирование игрового проекта.
[spacing size=”15″]
Где учиться на геймдизайнера
В России геймдизайну учит небольшое количество университетов. Например, Высшая школа экономики и Институт бизнеса и дизайна.
Чтобы обучаться геймдизайну, сегодня есть многочисленные онлайн-курсы. Однако, специфика профессии такова, что освоить её можно, только самостоятельно делая игры.
И здесь для будущего геймдизайнера есть несколько способов: пойти на стажировку в компанию, занимающуюся разработкой игр, устроиться джуном в игровой проект, или же зайти в сферу игр через работу QA-инженера. Последний вариант позволяет через освоение несложных компетенций тестировщика посмотреть, как устроены компьютерные игры изнутри, а потом уже перепрофилироваться в геймдизайнера.
Скорее всего в одиночку это будет сделать очень сложно и придётся найти единомышленников — художника или арт-директора, программиста. Таким образом можно создать инди-проект, в котором вы будете маленькой командой самостоятельно разрабатывать интересные вам игры. В инди-проектах все работают бесплатно на голом энтузиазме: от создания концепции до финальной реализации продукта. После чего вам нужно будет найти покупателя или поднять финансирование с помощью краудфандинга.
Получив опыт в подобных проектах, можно уже будет искать работу в больших известных компаниях.
Тимур Мусин – геймдизайнер в Mail.ru Group, преподаёт на курсе «Геймдизайн для начинающих»
Попал в профессию после нескольких лет разработки своих инди-проектов. Например, вместе с друзьями, мы сделали клон игры Darkest Dungeon под мобильные платформы. Тогда мы были новичками, поэтому на проекте я был не только геймдизайнером, но и художником. Несмотря на неопытность, мы смогли выступить с этим проектом на конференции для разработчиков и издателей игр DevGAMM. Всё это позволило мне набраться опыта и успешно пройти собеседование на должность геймдизайнера в Mail.ru Group.
Артём Волков – вольный геймдизайнер
Специализируюсь на системном и техническом дизайне. Занимаюсь проработкой игровых механик, прототипированием и ведением документации.
В какой-то момент я захотел быть дизайнером игр и всё тут, но начал я с QA-специалиста, что позволило не только познакомиться с индустрией, но и получить важные навыки тестирования, которые всегда нужны. После года работы QA я пошёл в геймдизайнеры.
Назар Марков – продюсер и проджект-менеджер Coderaptor
Сейчас специализируюсь в продюсировании и менеджменте аутсорс-проектов, как игровых так и около игровых. В процессе работы мне приходилось изучать всевозможные темы, чтобы лучше понимать задачи, которые ставятся команде.
Мое стремление к самообразованию позволило научиться 3D-моделированию, базовому программированию и рисованию, а музыкальное образование помогло освоить саунд-дизайн и писать музыку, что превратило меня в игрового специалиста на все руки.
В общем, умею всего понемногу, а профессиональный кругозор помог мне развить навыки быстрого прототипирования.
В моей работе важен хороший анализ, трансформация требований заказчиков в четкое ТЗ для коллег и контроллинг работы команд с четким планированием задач и оценкой возможностей. Как проджект-менеджер я отслеживаю ключевые метрики проекта, приоритеты, веса и стоимости задач, а также управляю рисками.
Время от времени всё-таки закрываю собой сложные, но непостоянные задачи (такие как анимации, визуальные и звуковые эффекты), хоть это неправильно для текущей позиции. Приходится в условиях динамичных требований постоянно быть связующим звеном между всеми участниками проектов от заказчика до конкретного специалиста.
[spacing size=”30″]
ТОП-7 курсов по геймдизайну и созданию игр
с гарантированным трудоустройством
Реклама. Информация о рекламодателе по ссылкам в статье.