Ох уж эти тритоны сольфеджио!
Частенько в музыкальной школе задают на дом строить тритоны. Тритоны сольфеджио, конечно, не имеют отношения к греческому богу морских глубин Тритону, ну и к животному миру, в общем-то, тоже.
Тритоны – это интервалы, которые называются так, потому что между звуками этих интервалов ни больше, ни меньше, а ровно три тона. Собственно, к тритонам относят два интервала: увеличенную кварту и уменьшённую квинту.
Если помните, в чистой кварте 2,5 тона, а в чистой квинте – 3,5, вот так и выходит, что если кварту увеличить на полтона, а квинту уменьшить, то тоновая величина их сравняется и будет равна трём.
Про простые интервалы (про кварту и квинту) можно почитать вот тут.
В любой тональности нужно уметь находить две пары тритонов. Пара – это ув4 и ум5, которые взаимно обращаются друг в друга. Одна пара тритонов всегда есть в натуральном мажоре и миноре, вторая пара – в гармоническом мажоре и миноре (пара характерных тритонов).
В помощь вам вот такая табличка по сольфеджио – тритоны на ступенях лада.
Из этой таблички сразу понятно, что увеличенные кварты находятся либо на IV, либо на VI ступени, а уменьшённые квинты или на II ступени, или на VII. При этом важно помнить, что в гармоническом мажоре шестая ступень – пониженная, а в гармоническом миноре седьмая ступень – повышенная.
Тут есть одно общее правило: увеличенные интервалы при разрешении увеличиваются, уменьшённые – уменьшаются. При этом неустойчивые звуки тритонов переходят в ближайшие устойчивые. Поэтому ув4 всегда разрешается в сексту, а ум5 – в терцию.
Причём, если разрешение тритона происходит в натуральном мажоре или миноре, то секста будет малой, терция – большой. Если же разрешение тритонов происходит в гармоническом мажоре или миноре, то, наоборот, секста будет большой, а терция – малой.
Давайте рассмотрим пару примеров по сольфеджио: тритоны в тональности до мажор, до минор, ре мажор и ре минор в натуральном и гармоническом виде. В примере каждая новая строчка – новая тональность.
Ну вот, теперь, думаю, многое прояснилось. Напоминаю, что сегодня в центре нашего внимания были тритоны сольфеджио. Помните, да, что в них по три тона, и их нужно уметь находить по две пары в каждой тональности (в натуральном и гармоническом виде).
Мне осталось добавить, что иногда на сольфеджио тритоны просят не только построить, но и спеть. Сразу звуки тритона спеть трудно, тут поможет такая хитрость: сначала про себя поётся не тритон, а чистая квинта, а затем также мысленно верхний звук спускается на полтона, после такой подготовки тритон поётся легче.
Я Вас очень прошу, просто умоляю! Назовите, пожалуйста, какие в тональности могут быть 4 уменьшенных и 4 увеличенных интервала! Мне это петь надо будет, а я даже что петь не могу понять. Мне очень — очень нужна помощь! У меня выходит только три. Вот уменьшенные: Ум5, Ум4, Ум7.
Вот увеличенные: Ув4, Ув5, Ув2.
В каждом ряду какой-то из интервалов должен удваиваться, но какой, я никак не могу понять… Помогите, пожалуйста…
В одной тональности — две пары тритонов.
Гармонические и Натуральные.
Помогите построить от фа мажор ув2, ув5, ув4
Помогите я в сольфеджио вообще ничего не понимаю. Как в ля и ми мажоре построить тритоны? Помогите очень прошу.
строю ум 5 от cis. Построила от 7 ступени, не понимаю как строить от 2. Учитель говорит, хорошо, молодец от 7 построила, сейчас давай от 2 ст. НО Я НЕ ПОНИМАЮ КАК ЭТО. Скоро экзамен, учусь в 6 классе. ПОМОГИТЕ!
Мдаа…мне это ещё сегодня отвечать) Только я в 6 классе)
Здравствуйте.Объясните пожалуйста как построить Ум5 с разрешениями(натур.,гарм.мажор,натур.гарм.,минор) от ноты ми-
БЕМОЛЬ!Ув4 построила,а Ум5 не могу никак разобраться в каких гаммах это получится?Спасибо.
Помогите пожалуйста !как построить тритоны в ля бемоль мажоре
Пропустила урок…А,тритоны не поняла … На проверочной контрольной написала , что попало…Стыдно перед учительницей теперь ходить … Хорошо что хотя бы сегодня нашла ваш сайт … Спасибо.
Огромное спасибо . Если б н вы то мне б завтра такая крышка была. В 6 классе учусь , переходной класс , завтра зачёт по тритонам! Этот сайт так тщательно объяснил ! Что б я без него делала . СПАСИБО!
Подскажите, пожалуйста, правильно ли я построила тритоны в ля-миноре:
ув4 фа-си разреш. ми-до (натур), ре-сольдиез разреш до-ля (гарм)
ум5 си-фа разреш до-ми (натур), сольдиез-ре ращреш ля-до (гарм)
я вам больше скажу, я на втором курсе муз.училища этого уже не помню)
А вот мне надо построить тритоны в гармоническом ля мажоре с разрешением!
Я вроде бы построила тритоны ре бемоль-си, ми-си, си-ре бемоль и си-ми. Помогите с разрешением, пожалуйста!
неправильно построили)) поэтому и с разрешением проблемы)) откуда ре-бемоль в ля мажоре. сроду не бывало!)) в ля мажоре три диеза — фа, до и соль.
Шестая пониженная ступень (вам же надо гармонический) — фа-бекар.
Вот от неё и пляшем: фа-бекар си — ув4 — разрешаем в ми до-диез — б6; ну и обращение ув4 — ум5 в гармоническом ля мажоре — си фа-бекар, разрешаем в до-диез ми — м3! Всё предельно просто!
Куда разрешаются D7, D6/5, D 4/3, D2?
Все эти аккорды разными способами разрешаются в тонику, а по поводу цепочек аккордов подсказки смотрите здесь — http://music-education.ru/na-kakih-stupenyah-stroyatsya-akkordy-tablitsy-po-solfedzhio/
Извините, но вы не могли бы подсказать: как строятся цепочки из аккордов? Например, построить в гамме си минор (гармонический вид) цепочку: T5/3 — T6 — S5/3 — D7 — T6.
Нам говорили, что ув.4 строится в нат. маж и гарм. мин.,а ум.5 наоборот. Т. е. можно ли построить ув.4 в нат. маж.?
Конечно! И ув.4, и ум.5 можно построить в натуральном МАЖОРЕ и в натуральном МИНОРЕ, в гармоническом МАЖОРЕ и в гармоническом МИНОРЕ. На каких ступенях — смотрите табличку в статье))
Как построить от звука соль ум.5-б3
Пожалуйста)) ум5: соль — ре-бемоль; б3: ля-бемоль — до (разрешение в тональность ля-бемоль мажор)
Как построить от звука соль ум.5-м6
Ответ: 1) уменьшённая квинта в малую сексту не разрешается; 2) о том, как построить ум5 — читать выше.
осталось 2 часа до экз.думаю успею…
Это моя любимая тема по сольфеджио!))
ну это последний год ураааааааа ��
а мне сегодня вообще экзамен по сольфеджио сдавать
Спасибо огромное за ваш сайт! Все просто и понятно! Сегодня нашла и думаю, что теперь буду постоянно заходить. )
А я вообще в 4 классе сдавала…Так что вам еще везет))
Вот-вот, в 5 классе ппц, я сейчас в 5 классе, а впервые узнала о них на поза прошлом уроке…
вероника это ещё то..нам вообще в 5 классе здавать:(
Мда… Учитесь детишки… В 7 классе экзамен сдавать… Забывается…
1-Тут есть одно общее правило: увеличенные интервалы при разрешении увеличиваются, уменьшённые – уменьшаются. При этом неустойчивые звуки тритонов переходят в ближайшие устойчивые. Поэтому ув4 всегда разрешается в сексту, а ум5 – в терцию.
НУ А ЧТО ОПРЕДЕЛЯЕТ ЧЕМ ИМЕННО ЯВЛЯЕТСЯ ТРИТОН?
2-Причём, если разрешение тритона происходит в натуральном мажоре или миноре, то секста будет малой, терция – большой. Если же разрешение тритонов происходит в гармоническом мажоре или миноре, то, наоборот, секста будет большой, а терция – малой.
СУЩЕСТВУЕТ ЖЕ ЕЩЕ МЕЛОДИЧЕСКИЙ МИНОР. ПОЧЕМУ ПРО НЕГО НИ ЧЕГО НЕ СКАЗАННО?
Учись — студент !http://music- education.ru/tritony-solfedzhio/
После чёрточки ( — ) перед словом ( education ) убери пробел и зайди на эту страницу
Как разрешаются тритоны?
Тут есть одно общее правило: увеличенные интервалы при разрешении увеличиваются, уменьшённые – уменьшаются. При этом неустойчивые звуки тритонов переходят в ближайшие устойчивые. Поэтому ув4 всегда разрешается в сексту, а ум5 – в терцию.
Причём, если разрешение тритона происходит в натуральном мажоре или миноре, то секста будет малой, терция – большой. Если же разрешение тритонов происходит в гармоническом мажоре или миноре, то, наоборот, секста будет большой, а терция – малой.
Давайте рассмотрим пару примеров по сольфеджио: тритоны в тональности до мажор, до минор, ре мажор и ре минор в натуральном и гармоническом виде. В примере каждая новая строчка – новая тональность.
1 — Это не правило, это закономерность, обнаруженная наблюдениями
Ох, уж эти тритоны сольфеджио!
Частенько в музыкальной школе задают на дом строить тритоны. Тритоны сольфеджио, конечно, не имеют отношения к греческому богу морских глубин Тритону, ну и к животному миру, в общем-то, тоже.
Тритоны – это интервалы, которые называются так, потому что между звуками этих интервалов ни больше, ни меньше, а ровно три тона (6 полутонов). Собственно, к тритонам относят два интервала: увеличенную кварту и уменьшённую квинту.
Если помните, в чистой кварте 5 полутонов, а в чистой квинте – 7 полутонов, вот так и выходит, что если кварту увеличить на полутон, а квинту уменьшить, то тоновая величина их сравняется и будет равна трём тонам (6 полутонам) .
В любой тональности нужно уметь находить две пары тритонов. Пара – это ув4 и ум5, которые взаимно обращаются друг в друга. Одна пара тритонов всегда есть в натуральном мажоре и миноре, вторая пара – в гармоническом мажоре и миноре (пара характерных тритонов).
В помощь вам вот такая табличка по сольфеджио – тритоны на ступенях лада.
Из этой таблички сразу понятно, что увеличенные кварты находятся либо на IV, либо на VI ступени, а уменьшённые квинты или на II ступени, или на VII. При этом важно помнить, что в гармоническом мажоре шестая ступень – пониженная, а в гармоническом миноре седьмая ступень – повышенная.
Как разрешаются тритоны?
Тут есть одно общее правило: увеличенные интервалы при разрешении увеличиваются, уменьшённые – уменьшаются. При этом неустойчивые звуки тритонов переходят в ближайшие устойчивые. Поэтому ув4 всегда разрешается в сексту, а ум5 – в терцию.
Причём, если разрешение тритона происходит в натуральном мажоре или миноре, то секста будет малой, терция – большой. Если же разрешение тритонов происходит в гармоническом мажоре или миноре, то, наоборот, секста будет большой, а терция – малой.
Давайте рассмотрим пару примеров по сольфеджио: тритоны в тональности до мажор, до минор, ре мажор и ре минор в натуральном и гармоническом виде. В примере каждая новая строчка – новая тональность.
Ну вот, теперь, думаю, многое прояснилось. Напоминаем, что сегодня в центре нашего внимания были тритоны сольфеджио. Помните, да, что в них по три тона (6 полутонов), и их нужно уметь находить по две пары в каждой тональности (в натуральном и гармоническом виде).
Нам осталось добавить, что иногда на сольфеджио тритоны просят не только построить, но и спеть. Сразу звуки тритона спеть трудно, тут поможет такая хитрость: сначала про себя поётся не тритон, а чистая квинта, а затем также мысленно верхний звук спускается на полутон, после такой подготовки тритон поётся легче.
29.06.2017
тритоны в Ля мажоре и в ля миноре с обращениями
- Тритон характерный интервал тональности, состоящий из трех тонов. К тритонам относятся увеличенные кварты и уменьшенные квинты. Количество тритонов в тональности меняется в зависимости от типа лада (натуральный, гармонический, мелодический, дважды гармонический).Инструкция1
Для удобства все тритоны представляйте в рамках тональности, в нашем случае до-мажор. Поскольку при ключе в ней нет знаков, вам будет проще сосредоточиться на самих интервалах.
В натуральном мажоре тритоны строятся на четвертой ступени (фа — си — увеличенная кварта) и седьмой (си — фа — уменьшенная квинта). Обратите внимание: второй тритон является обращением первого.
Остальные тритоны располагаются попарно, по такому же принципу (обращение).
2
В гармоническом мажоре образуется дополнительная пара тритонов на шестой пониженной ступени (ля-бемоль — ре — увеличенная кварта) и второй (ре — ля-бемоль — уменьшенная квинта).
В мелодическом прибавляется пара на седьмой пониженной (си-бемоль — ми — увеличенная кварта) и третьей (ми — си-бемоль — уменьшенная квинта). В дважды гармоническом мажоре понижается вторая ступень.
Таким образом, вторая пара тритонов заменяется на пару от второй пониженной (ре-бемоль — соль — увеличенная кварта) и пятой (соль — ре-бемоль).
3
Тритоны минора стройте в тональности ля-минор (параллельная до-мажору тональность, также не имеет знаков).
Первая пара тритонов (в натуральном миноре) строится на шестой (фа — си — увеличенная кварта) и второй ступенях (си — фа — уменьшенная квинта).
Обратите внимание: эта же пара встречается в до-мажоре, но ступени имеют другую нумерацию. Иначе говоря, этот тритон общий для параллельных тональностей.
4
В гармоническом миноре еще одна пара тритонов строится на четвертой и седьмой повышенной ступени (ре — соль-диез — увеличенная кварта и ее обращение соль-диез — ре — уменьшенная квинта). Вспомните: в натуральном мажоре тритон строится именно на этих ступенях.
5
В мелодическом миноре возникает дополнительная пара тритонов на третьей и шестой ступенях (до — фа-диез увеличенная кварта и обращение фа-диез — до — уменьшенная квинта). В дважды гармоническом миноре пара на четвертой и седьмой ступенях заменяется на пару на четвертой повышенной (ре-диез — ля — уменьшенная квинта) и первой (ля — ре-диез — увеличенная кварта).
6
В других тональностях стройте тритоны от ступеней, указанных в статье. Ориентируйтесь на знаки при ключе и знаки, определяющие тип лада.
тритоны в Ля мажоре и в ля миноре с обращениями Ссылка на основную публикацию
Тритон, увеличенная кварта, уменьшенная квинта, полуоктава – нет разницы, как вы его называете, вне всякого сомнения, является одним из незаслуженно обиженных историей интервалов. Из-за напряженного и «злого» звучания его, в свое время, прозвали «дьявольским» аккордом. Именно по этой причине множество церквей в XVI-XVII столетиях исключили его из музыкального обихода.
С другой стороны, с появлением тяжелого рока и метала, «плохая» репутация тритона сыграла ему на руку – он является неотъемлемой частью абсолютного большинства гитарных партий популярных сегодня групп. В частности об этом упоминает виртуозный гитарист группы «Pantera», Даймбег Даррелл, в своей школе игры на гитаре – «Riffer Maddness».
Давайте же познакомимся ближе с этим таинственным интервалом, развеяв туман мистики и предрассудков.
Известный как увеличенная кварта или уменьшенная квинта этот музыкальный интервал имеет одну неоспоримую характеристику – он отстоит на 6 полутонов (ладов грифа гитары) от основной ноты аккорда (тоники).
Как ни странно (не забывайте о мистике), будучи полуоктавным интервалом, тритон находится на таком же расстоянии позади тоники гитарного аккорда.
Таким образом, если вы играете на гитаре аккорд Е5 (квинта, он же, популярный в рок- и метал-музыке, power-аккорд), к примеру в 7 позиции, тритон (в данном случае A# он же Bb), легко доступен на 8 ладу четвертой (D) или же шестой (E) струны вашей гитары. Ничего сложного, не так ли?
Не будучи в целом ориентированными на тритон, некоторые гаммы содержат его. Будь-то конкретная мелодическая цель или просто стремление к диссонансу, сегодня мы рассмотрим случаи применения тритона в гаммах, которые обязан знать каждый уважающий себя гитарист.
Практически не отличаясь от аппликатуры обычной минорной пентатоники, наша блюзовая гамма содержит тритон. Давайте взглянем на следующий пример, пентатоники, построенный в тональности Gm.
Обратите внимание на разницу в звучании гаммы с добавленными нотами, которые, собственно, и являются тритоном (C#, тот же Db на 6 ладу шестой (E) и на четвертом ладу четвертой (D) струны вашей гитары).
Между прочим, мы не случайно выбрали именно блюзовую гамму. Как упоминалось в начале статьи, на протяжении веков европейцы считали тритон «зловещим», тогда как американцы воспринимали его скорее грустным, «blue», то бишь блюзовым.
Одним из лучших примеров использования тритона в гамме является уменьшенная гамма, простое, но удивительное открытие.
Чтобы сыграть уменьшенную гамму начните с тоники, затем на тон (2 лада) выше, на полтона выше (1 лад), на тон и так далее. Вам будет полезно знать, что существуют два способа исполнения на гитаре уменьшенной гаммы.
Первый, и самый известный, заключается в том, чтобы начать гамму на полтона ниже ее тоники. К примеру, для тональности Cm вы получите уменьшенную гамму B.
Следующий, менее популярный способ, заключается в понижении тоники гаммы на целый тон. Применительно к знакомой нам тональности Cm это будет Bb уменьшенная гамма.
Теперь, когда вы уже неплохо осведомлены о том, как применить тритон в соло на гитаре, можно перейти к аккордам.
В аккордовой последовательности доминантсептаккорд является важнейшей частью перед возвратом к основному аккорду композиции. Если вам недостает чего-то, привлекающего внимание, доминантсептаккорд на гитаре – именно то, что вам нужно.
Думаю, не стоит говорить о том, что доминантсептаккорд всегда содержит… да, угадали – тритон. Давайте перейдем к примерам. Допустим, что ваша последовательность аккордов играется в С-мажорной тональности и состоит из таких гитарных аккордов: C, Am, Dm.
Аккорд Dm привлекает внимание, но недостаточно. Что же мы сделаем? Правильно! Сыграем доминантсептаккорд.
Запомните, каждый раз, когда вы слышите слово «доминант» в музыке, это означает отсылку к пятой ступени гаммы.
Все, что от вас требуется – определить тонику гитарного аккорда и добавить к нему пятую ступень и сыграть соответствующий ей септаккорд.
Для тоники аккорда C пятой ступенью будет нота G, поэтому наша последовательность аккордов теперь выглядит так: C, Am, Dm, G7, C, Am, Dm, G7. Сыграйте и сами почувствуйте разницу.
Давайте сравним аккорды G7 и C более подробно.
Тритон формируется между третьей и пониженной седьмой ступенями аккорда G (третья ступень – это нота B, а седьмая – F). Интервал же между ними равняется тритону. Чтобы ощутить разницу, сыграйте верхние ноты этих аккордов (на первых двух струнах гитары). Звучит великолепно, не правда ли?
Первый и самый простой способ – это воспользоваться нашим генератором аккордов онлайн. Справедливости ради, отмечу, что рано или поздно настанет такой момент, когда интернета под рукой не окажется, а потому настоятельно рекомендую с изложенным далее способом построения гитарных доминантсептакордов.
Чтобы самостоятельно построить на гитаре доминантсептаккорд необходимо знать его простую формулу: 1, 3, 5, b7. Что это значит? Лишь то, что для построения доминант септаккорда вам необходимо использовать первую, вторую, третью и пониженную седьмую ступень мажорной гаммы, по отношению к тонике аккорда.
Давайте возьмем в руки гитару построим уже знакомый нам аккорд G7. Припоминаем нашу старую, добрую G-мажорную гамму. Вуаля.
Теперь берем интересующие нас первую, третью, пятую и пониженную седьмую ноты. В данном случае это G (1), B (3), D (5) и F (b7). Теперь мы знаем ноты, а значит, можем сыграть их на гитаре, одновременно сформировав аккорд.
Продолжим.
По своему определению, диссонанс – это неслаженное, нестабильное звучание.
Традиционно, тритон считается диссонансом, хотя, к примеру, вторая или седьмая ступени диссонируют гораздо заметнее. Отличительной чертой диссонанса является его «шумность».
Будучи способным, выполнять и более мелодичные задачи, диссонанс, тем не менее используется, в основном, для создания «шума».
Не удивительно, что наиболее популярными жанрами музыки для тритона и прочих шумных диссонансов стали метал и тяжелый рок со всеми во всем их разнообразии.
Несмотря на то, что метал, по своей сути, является утяжеленным и видоизмененным блюзом, многие группы стремятся к более диссонирующему, нежели блюзовому звучанию. Тому можно привести множество примеров, но я предлагаю остановиться на одном из самых известных рифов – вступлении к песне Black Sabbath одноименного коллектива.
Так просто, но, в то же время, эффектно! C# (Db) (4 лад 5 (A) струны) звучит просто зловеще. Это и есть тритон во всем его великолепии.
Впрочем некоторые группы пошли дальше, фактически, сделав тритон визитной карточкой своих гитарных партий (Slayer, Metallica, Pantera).
Не самый гармонично звучащий интервал – тритон, тем не менее, создает уникальную, неповторимую атмосферу напряжения, без которой невозможно представить музыку этих коллективов.
Следующим и последним на сегодня примером использования тритона будет гитарный рифф, звучащий в припеве композиции Judas Priests – «The Ripper».
Теперь, вооружившись знанием, что такое тритон, приступайте к его использованию! Надеюсь, эта статья оказалась для вас полезным источником знаний, а тритон, со временем, станет вашим лучшим другом! Дерзайте!