Меняем профессию: из искусствоведов в SMM-специалисты
Дарья Прохоренко — искусствовед, но теперь занимается SMM в агентстве «Апрель». Насколько долгим и трудным оказался для нее путь из сферы чистого искусства в сферу чистого бизнеса?
Искусство и SMM
Почему ты решила стать искусствоведом?
В школе я хотела быть актрисой. После 11 класса поступала в театральное училище, в студию МХАТ и театральный институт имени Щукина: прошла все 4 этапа, но провалилась на конкурсе. На следующий год я выбрала другую профессию, заново сдала 6 предметов на ЕГЭ и поступила в РУДН на специальность «Искусство и гуманитарные науки».
А почему не стала работать медиатором или искусствоведом?
Просто я закончила университет, а заодно и курсы Skillbox — и после этого сразу взяла два SMM-проекта как фрилансер: меня это увлекло. А потом устроилась в «Апрель» и сейчас к искусствоведению возвращаться не очень хочу. На самом деле в сфере искусства довольно сложно найти работу: вакансии появляются редко и чаще всего расходятся по своей тусовке. Так что если ты не в ней, то даже не узнаешь, что эти вакансии есть.
[spacing size=”12″]
[spacing size=”12″]
Что-то из знаний об искусстве пригодилось в работе SMM-специалистом?
Да. Визуальные решения: я довольно быстро нахожу их в голове, подбираю, на кого из художников это могло бы быть похоже, могу сравнить стилистику и цветовой баланс.
Задача SMM-специалиста — выделить из массы контента что-то особенное, что сможет зацепить. Для этого нужно чувство стиля, насмотренность — иначе построить визуальный образ с нуля очень сложно. Когда я училась на искусствоведа, нам с первого курса говорили: ходите на все выставки, инсталляции. Я думаю, что в SMM так же: ты должен смотреть на всё, чтобы научиться отделять крутой контент от посредственного.
Назовёшь пару классных профилей в Instagram?
«12Stories» — это магазин одежды сестер Голомаздиных. Он очень быстро набирает подписчиков, расширяет аудиторию. Потому что эти предприниматели понимают ценность рекламы, пиара в соцсетях и не боятся тратить на это время и бюджет.
Проблема многих компаний в том, что они воспринимают Instagram как дополнительную страницу для записи клиентов.
Это провальный подход: бизнес должен грамотно презентовать себя в соцсетях, а не просто оставлять их как контакты. Если про визуальную часть говорить, то мне очень нравятся бизнес-аккаунты Насти Мироновой: Marble Lab, online-фитнес, одежда для спорта. Все три страницы построены на цветовых решениях и стилистике ренессанса. Это тоже пример, когда человек заморачивается и выдаёт очень хороший продукт.
Как ты думаешь, красивые страницы в соцсетях — это искусство?
Думаю, что нет. Есть такая художница Ильмира Болотян, она использует Instagram как площадку для экспериментов: записывается в разные группы, общается с людьми, а потом создаёт художественный проект. Если использовать Instagram как инструмент для какого-то перформанса или акции, то это уже искусство. Но просто красиво оформленная страница — нет. У произведения должен быть смысл, я не вижу никакого особенного посыла в хорошо обработанных и гармонично расставленных рядом фотографиях — это для меня не искусство. Это скорее эстетика и хорошее чувство стиля.
А что для тебя искусство?
За искусством должна быть идея. Например, как у Джозефа Кошута в работе «Один и три стула»: там стоит деревянный стул, висит фото стула и описание, что такое стул. Это не особо эстетически красиво, но это концептуализм, в этом есть идея и искусство.
Какое направление тебе ближе?
Современное искусство, хотя на первом курсе университета я его прям ненавидела и посты «Ох уж это современное искусство!», каюсь, тоже писала. Но со временем поняла, что в нём нужно разбираться, о нём нужно говорить. Особенно когда поработала медиатором.
Кто такой медиатор в искусстве?
Объясню на примере. В музыке медиатор — это дополнительный инструмент, как бы промежуточное звено между рукой и, например, струнами гитары. Медиатор помогает сделать звук ярче.
Так же и медиатор проекта в музее: он помогает прояснить задумку и видение автора. Меня всегда цепляло, когда зритель с моей помощью вдруг осознавал ценность и глубину картины. Но сейчас я думаю, что и в SMM я делаю то же самое: соединяю продукт с его покупателями, рассказываю о его преимуществах и делаю непонятное понятным.
Как ты пришла в SMM?
На 4 курсе в РУДН я параллельно работала в Фонде современного искусства V-A-C медиатором. И увидела, что в культурных пространствах: в музеях, на выставках — довольно большой спрос именно на SMM-специалистов. Это было видно по количеству открытых вакансий, а ещё я от руководства Фонда слышала, что SMM-менеджеров очень не хватает.
То есть сначала ты хотела быть SMM-специалистом только в сфере искусства?
Да, но примерно на третьей неделе обучения на онлайн-курсе я поняла, что необязательно на этом зацикливаться — можно брать любой бренд и работать с ним.
Трудно осваивать профессию с нуля?
Очень трудно, особенно в начале. Я не знала терминологию, и мне сложно было даже понять, о чём идёт речь: все эти KPI, ROI, бриф. Я не знала элементарные вещи, с которыми сейчас работаю каждый день.
[spacing size=”20″]
«Апрель», фриланс и сложные клиенты
Тебя взяли в «Апрель». Нравится работа?
Да, очень. «Апрель» — очень дружелюбное место: мне ещё на собеседовании сказали, что все в агентстве общаются на «ты», там нет жёсткого графика — гибкое начало рабочего дня, прекрасные коллеги. В такой обстановке приятно работать, туда хочется возвращаться и что-то создавать, придумывать.
Это здорово! А есть что-то в самой профессии SMM-специалиста, что ты делать не любишь?
Какой-то конкретной задачи нет, самое ужасное — это сложные клиенты.
Это тебе в «Апреле» такой проект достался?
Нет, ещё на фрилансе. Я тогда работала с центром красоты и здоровья. Заказчик раньше сам занимался соцсетями компании, поэтому на каждом этапе старался меня контролировать, постоянно вмешивался в процесс и давал очень строгие рекомендации.
Одновременно я вела ещё магазин сантехники, и вот там у меня была полная свобода: я всё решала сама, проводила съёмки, видео монтировала, запускала рекламу.
Тебе не скучно было разрабатывать стратегию для магазина сантехники?
Нет, наоборот, это была сверхзадача: придумать креатив в такой сложной нише. Обычно подобные аккаунты просто выкладывают фото товаров, а я решила подойти более творчески: создала рубрику про интерьер, общалась с аудиторией. Я стремилась удержать не только тех, кто сейчас делает ремонт, но и тех, кому в принципе интересен дизайн интерьера.
Где можно заработать больше: в сфере искусства или в SMM?
— Недавно прочитала статью, где было написано, что SMM-специалист музея Гугенхайма зарабатывает больше, чем старший куратор. В частном фонде можно заработать неплохо на любой позиции, а в государственной галерее медиаторам и кураторам выставок платят, конечно, намного меньше. Но главная разница — в стартовой зарплате. В SMM она на порядок выше, чем в сфере искусства.
[spacing size=”25″]
Топ-7 онлайн-курсов по SMM-продвижению в соцсетях с трудоустройством
[spacing size=”20″]
Реклама. Информация о рекламодателе по ссылкам в статье.